Курс Arduino — Датчики

Взаимодействие с окружающим миром

Наши устройства будут взаимодействовать с окружающим миром с помощью различных датчиков. Датчики бывают аналоговыми и цифровыми. 

В этом уроке мы научимся подключать датчики к Arduino и считывать их показания. Давайте попробуем подключить несколько датчиков к Arduino. Готовые скетчи в прикрепленных файлах.

Нам понадобятся

  • Резстор на 10 КОм и на 220 Ом
  • Термистор
  • Фоторезистор
  • Кнопка тактовая
  • Светодиод
  • Соединительные провода «Папа-Папа»

Термистор

Термистор – это резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от его нагрева. С помощью термистора можно измерять температуру.

Давайте соберем небольшой эксперимент с термистором. Внимание на схему сборки.

 

А теперь давайте немного покодим. 

 //Показания термистора выводятся не в градусах.Для того, чтобы  их перевести в градусы, нужно воспользоваться хитрой формулой. //В этой формуле нам нужны будут логарифмы, поэтому мы подключим библиотеку.  #include <math.h>    void setup() {      //Для того, чтобы снять показания с нашего мини-термометра, нам нужно включить SerialMonitor.   //Он предназначен для связи Arduino с компьютером.   //О нем можно прочитать здесь: http://arduino.ru/Reference/Serial   //Мы будем выводить показания нашего датчика в Serial  Monitor.   //Чтобы его открыть, зажмите Ctrl+Shift+M      Serial.begin(9600); }  void loop() {   //Есть переменные различных типов.В этом эксперименте мы должны создать переменную с плавающей запятой.   //Подробнее о таких переменных переменных читайте здесь: http://arduino.ru/Reference/Float   //Нужно указывать дробную часть у всех констант. Иначе, дробная часть отбросится.      float i = analogRead(A2) * 5.0 / 1024.0;  //Создадим промежуточную переменную,в которую запомним     //показания термистора.                                             //Считываем с помощью функции AnalogRead.                                             //О ней: http://arduino.ru/Reference/AnalogRead                                             // Эта часть кода  "* 5.0 / 1024.0" приводит считываемые                              //значения в нужную нам форму, для применения в формуле.                                                                                            float temp = -14.5 * log((10000.0 * i) / (5.0 - i) / 27074.0);   //Мы создали переменную для вывода в Serial monitor.                                 //И, чтобы найти значение температуры,применяем нашу формулу.      Serial.println (temp);  //Теперь выводим нашу температуру в Serial monitor.           delay(1000);            //Делаем небольшую задержку перед выводами значений в Serial monitor.                                                    } //Теперь откроем Serial monitor.Открываем после компиляции программы.

Пояснения к коду

#include – С помощью этой функции мы можем подключать различные библиотеки, нужные для выполнения различных задач. Библиотека представляет собой набор функций, шаблонов и всякой всячины. Она нужна для расширения возможностей языков программирования.

Serial —  Позволяет установить соединение с компьютером. С помощью Serial monitor можно получать на экран компьютера показания датчиков и отправлять команды на контроллер. Очень полезная штука при отладке скетчей. Как это делать будет описано в последующих уроках.

Фоторезистор

Фоторезистор тоже резистор, но его сопротивление изменяется в зависимости от освещенности. Давайте его подключим.

А теперь код.

 // Теперь подключим фоторезистор.  void setup() {  Serial.begin(9600);          // Снова подключим Serial monitor }  void loop() {  float i = analogRead(A2);    i = map(i, 0, 1023, 0, 4);    //Приведем значения, считываемые с датчика в нужную нам форму.  Serial.println(i);            //Выведем значение переменной i в  Serial monitor  delay(1000);                  //Сделаем небольшую паузу. } //Теперь мы получаем данные об освещенности в диапазоне от 0 до 4.

Пояснения к коду

Коды похожи? Внимательный читатель заметил, что коды примеров очень похожи. Отсюда можно сделать вывод, что все аналоговые датчики подключаются и считываются одинаково. Каждый из аналоговых датчиков выдает на выходе какое-либо значение, которое мы потом используем для наших зада

Цифровой датчик

Цифровые датчики считываются почти как аналоговые, изменения только в подключении их к цифровым пинам. Еще используются другие функции для считывания. Примером цифрового датчика является кнопка. Давайте сделаем небольшой эксперимент с кнопкой, при нажатии которой, будет загораться светодиод.

 

 #define LED 8   //Это светодиод. #define BUT 12  // Это кнопка, с помощью которой, светодиод будет включаться.  void setup() {   pinMode(LED, OUTPUT);         //Обозначим светодиод как выход.   pinMode(BUT, INPUT_PULLUP);   //INPUT_PULLUP позволяет не включать подтягивающий/стягивающий резистор в      //схему.                                 //На пинах Arduino уже предусмотрен подтягивающий резистор.                                     Serial.begin(9600);    //Установим связь с компьютером, чтобы посмотреть, какие сигналы идут от кнопки. } void loop() {   boolean val = digitalRead(BUT); //Создаем переменную типа boolean.   //Это логическая переменная.О ней: http://arduino.ru/Reference/BooleanVariables  //Ей можно задавать всего два значения True ли False.                                      if (!val)             //Это оператор с условием.В скобках задается условие.                         //Мы задали:Если принято значение "не val", включить светодиод,иначе - выключить.                         //Знак ! обращает логическое значение в обратное ему.Про него:               //http://cppstudio.com/post/297/                         //В не нажатом состоянии значение кнопки равно 1.В нажатом- 0.                         //Поэтому мы использовали !   {     digitalWrite(LED, HIGH);   }   else                           //Если значение val равно единице- выключаем светодиод.                                {     digitalWrite(LED, LOW);   }   Serial.println(val); //Выведем в Serial monitor значение, считываемое с кнопки, чтобы убедиться, что                         //оно может быть 1 или 0, TRUE или FALSE.           } 

Пояснения к коду

INPUT_PULLUP —  предназначен для включения встроенного в Arduino подтягивающего резистора. Подтягивающий резистор нужен, чтобы гарантировать на пине, с которым соединен проводник, высокий или низкий уровень .Попробуйте настроить пин просто как INPUT, вы увидите, что светодиод горит, независимо от того, нажата ли кнопка.

BOOLEAN — Это тип логических данных. Он может быть либо true(1), либо false(0).

IF –  Оператор условия. Проверяет данное условие или условия и, в зависимости от результата сравнения, выполняет определенные действия.

 

Вывод

В этом уроке мы научились считывать значения с нескольких датчиков. А с помощью значения, считываемого с кнопки, мы включали и выключали светодиод. Так же мы узнали новый тип переменных — логическая переменная и научились применять ветвление программы. Отлично! Можно двигаться дальше.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Плата Arduino Arduino Uno 1
Светодиод АЛ307ВМ 1
Термистор B57164-K 103-J 1
Резистор 10 кОм 1
Резистор 220 Ом 1
Фоторезистор VT90N2 1
Кнопка тактовая Без фиксатора 1
Макетная плата Breadboard-half 1
Соединительные провода "Папа-Папа" 4