Основным недостатком в работе свинцовых аккумуляторов является образование на пластинах сульфат свинца — непроводящего ток. Как правило сульфат свинца не позволяет качественно зарядить аккумулятор и ограничивает пусковые токи. Различаются две разновидности сульфата свинца – рабочий, содержащийся на поверхности пластин и легко переходящий во время зарядки в чистый свинец, а застарелый сульфат свинца – для удаления которого необходимо использовать зарядные устройства повышенной мощности, проводить восстановление пластин более продолжительно время.
Причинами образования крупных кристаллов сульфата свинца могут быть — глубокие разряды аккумулятора, регулярные недозаряды ёмкости, длительное хранения без зарядно- восстановительных работ, наличие поверхностно- активных веществ в электролите.
Перед началом профилактики по зарядке и восстановлению аккумуляторов потребуется анализ его состояния.
Простой способ проверки — пытаться несколько раз завести стартером автомобиль, если через несколько секунд пуска аккумулятор не в состоянии провернуть стартер, явно он разряжен или засульфатирован.
Второй способ проверить напряжение на аккумуляторе — нагрузочной вилкой, пониженное напряжение указывает на разряженный аккумулятор.
Описание прибора
Качественно проверить уровень степени сульфатации аккумулятор позволяет простой электронный прибор – «Устройство определения степени сульфатации аккумулятора».
В ранее разработанном приборе были недостатки — слабые контакты кнопки включения нагрузки, нестабильность показаний, возможность включения с неверной полярностью подключения аккумулятора.
В принципе сульфатация характеризуется внутренним сопротивлением аккумулятора.
У нового аккумулятора внутреннее сопротивление не превышает сотых долей Ома, с застарелой сульфатацией — единицы Ом.
Внутреннее сопротивление аккумулятора можно определить простым методом — измерением напряжения аккумулятора без нагрузки и под нагрузкой при определённом токе.
Rвн= E- IRн / I : где R вн – внутренне сопротивление аккумулятора; Е- э.д.с. – без нагрузки; I-ток нагрузки, Rн -сопротивление нагрузки.
Чтобы измерения были более верными берётся нагрузка в 10 ампер, а шкала прибора в 100 мка, тогда шкалу можно разбить на несколько секторов: 0-10 мка –отличное состояние аккумулятора; 10-20 мка, рабочая сульфатация около 20%; 20-30% -средняя сульфатация; 30-40–повышенная сульфатация; 40-60 – застарелая сульфатация; 60-80 плохое состояние; более 80 -аккумулятор непригоден для дальнейшей эксплуатации.
Прибор чётко отслеживает состояние аккумулятора – время измерения достаточно не более двух секунд. Более длительно измерения проводить не следует из-за нагрева нагрузочной нихромовой спирали – резистора R6.
Иногда попадают аккумуляторы с плавающими параметрами, их также следует отбраковать.
Арифметические подсчёты при измерениях проводить не требуется — достаточно правильно отградуировать шкалу гальванометра. Блок схема устройства состоит: из сетевого стабилизированного блока питания; измерительного моста на гальванометре; нагрузочного устройства и индикатора полярности подключения диагностируемого аккумулятора.
Точность измерений зависит от стабильности напряжения питания моста.
Сетевое питание с трансформатора Т1 поступает на выпрямительный мост на диодной сборке VD1, пульсации сглаживаются конденсатором С1.
Интегральный стабилизатор напряжения на микросхеме DA1 с возможностью регулировки выходного напряжения резистором R2. Регулятор напряжения также питается от стабилизатора на стабилитроне – полупроводниковом диоде, предназначенном для стабилизации напряжения.
Опорное напряжение на выходе 3DA1 должно составлять 13,5 -13,8 Вольт – паспортное напряжение на аккумуляторе после заряда.
При балансе напряжений на выходе стабилизатора DA1 и на аккумуляторе GB1-под нагрузкой, ток через микроамперметр РА1 будет минимальный, сульфатация практически близка к нулю!
При большом балансе ток через амперметр ограничен резистором R4, для защиты от выхода из строя гальванометра.
Для включения нагрузки — резистора R6 в схему введено промежуточное мощное реле К1, для предотвращения включения реле при неверной полярности подключения аккумулятора, дополнительно установлен в схему высокочастотный диод VD3.
В исходном состоянии кнопка SA1 шунтирует микроамперметр РА1 от обратного напряжения, при возможном превышении напряжения на аккумуляторе в сравнении с выходом стабилизатора.
Нажатие кнопки SA1 приводит к срабатыванию реле К1 от тока аккумулятора GB1. Контакты К1.1 реле К1 подключают разрядное сопротивление R6, напряжение на аккумуляторе GB1 несколько понизится, в зависимости от состояния аккумулятора.
Разница опорного напряжения стабилизатора и напряжения аккумулятора установит стрелку гальванометра РА1 в положение, соответствующее состоянию (степени сульфатации).
Световой индикатор на светодиоде HL1 индицирует верное подключение аккумулятора к прибору.
Настройка
После включения сетевого питания проверить напряжение на конденсаторе С1 в пределах 20 Вольт постоянного тока, на выходе 1DA1 резистором R2 установить стандартное напряжение 13,5-13,8 Вольта.
Подключить аккумулятор GB1 в хорошем состоянии, нажав кнопку SA1 уточнить напряжение любым тестером, оно должно быть не ниже 12,8 вольт. Резистором R4 уточнить положение стрелки гальванометра на 15-20 мка.- рабочая сульфатация. Если напряжение на аккумуляторе при тарировании устройства падает ниже 12,8 Вольта, его следует зарядить и провести повторное тарирование.
Измерение степени сульфатации проводить по технологии : подключение к проверяемому аккумулятору, нажатие кнопки проверки и снятие показаний с гальванометра. Возможна регистрация показаний устройства в отдельном журнале на каждый аккумулятор.
Радиодетали:
Обозначение |
Наименование |
Тип |
Замена |
Примечание |
Т1 |
Трансформатор ТПП224 |
ТН,ТПП,ТС 18 B |
BVE1 18V 2.0VA |
15-18DC 1A |
VD1 |
Диодный мост |
U20C20C |
Д237Б |
0,2-0,5А |
VD2 |
Стабилитрон |
Д818Е |
КС215Ж |
15-18 Вольт |
VD3 |
Диод |
1N4003 |
КД213Б |
1А60В |
DA1 |
Рег. стабилизатор |
КР142ЕН12 |
КР142 ЕН8Б |
12-34В1А |
С1,С2 |
Конденсаторы |
Richey |
R50-6 |
2200мк25В |
R1,R3,R5 |
Резисторы |
МЛТ-0,125 |
С2-29 |
0,125 ватт |
R2,R4 |
Резистор подстроечный |
СП3-16В |
СП4-1 |
0,5 ватт |
РА1 |
Гальванометр 100 мкА |
МАЕ31 |
М2101 |
100мка |
R6 |
Резистор |
Проволочный 1мм |
10витков 10мм |
100 ватт |
SA1 |
Кнопка |
AN4 |
КМ1-8 |
0,5А |
К1 |
Реле |
JD2912-12DC-1Z |
822E-1A-C |
12B 40A |
На фотографии показан внутренний вид устройства измерения сульфатации аккумулятора. На задней стенке закреплено мощное реле и справа нихромовая спираль на изолированных стойках.
Трансформатор типа ТПП закреплён на нижней крышке, кнопка на верхней крышке, плата и диодный мост на задней стенке. Испытания проведены на аккумуляторе типа CHAMPION 12B 7A/h.Первая диагностика аккумулятора показала 20% сульфатации, через пять измерений сульфатация достигла 100% сульфатации, напряжение на аккумуляторе упало ниже 10 вольт.
Требуется восстановление пластин аккумулятора с зарядом в течении 5-8 часов.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
---|---|---|---|---|---|---|
DA1 | Рег. стабилизатор | КР142ЕН12 | 1 | |||
VD1 | Диод | Д237Б | 2 | |||
VD2 | Стабилитрон | Д818Е | 2 | |||
VD3 | Выпрямительный диод | 1N4003 | 1 | |||
С1, С2 | Электролитический конденсатор | 2200мкФ 25В | 1 | |||
R1 | Резистор | 910 Ом | 1 | |||
R2 | Подстроечный резистор | 10 кОм | 1 | |||
R3 | Резистор | 120 Ом | 1 | |||
R4 | Подстроечный резистор | 47 кОм | 1 | |||
R5 | Резистор | 1.2 кОм | 1 | |||
R6 | Резистор | 1.2 Ом | 1 | Проволочный | ||
T1 | Трансформатор | ТПП224 | 1 | |||
PA1 | Гальванометр | МАЕ31 100 мкА | 1 | |||
HL1 | Светодиод | АЛ307БМ | 1 | |||
К1 | Реле | JD2912-12DC-1Z | 1 | |||
S1 | Выключатель | 1 | ||||
SA1 | Кнопка | AN4 | 1 | |||
GB1 | АКБ | 12 В 10-60 Ачас | 1 | |||
FU1 | Предохранитель | 500 мА | 1 | |||
XT | Вилка сетевая | 1 | ||||