Устройство звуковой индикации в блоке предохранителей

Устройство будет полезно как автолюбителям, так и автоэлектрикам. Наверное многие сталкивались с проблемой замыкания питания узлов автомобиля на массу, и знают, как сложно найти такую неисправность. Приходится искать неисправность и одновременно контролировать КЗ в Блоке Предохранителей (А находится в 2 местах одновременно практически невозможно). Тут специалисты могут возразить — ничего сложного в этом нет, и предложат кучу схем… Возможно, они имеют место быть и жизнеспособные, но требования — минимум деталей, напряжения БС (бортовой сети) 12-24В, дешевизна.
Вот конечная схема:

Схема устройства звуковой индикации в блоке предохранителей
Рис: 1 Схема устройства

Детали указаны импортные, но аналоги их не составит труда найти… Вся схема привязывалась и создавалась на базе пьезоизлучателя. В прототипах были также использованы пьезоизлучатели без встроенного генератора, но это создавало дополнительные сложности (как и использование аналоговых компараторов на входных цепях). У пьезоизлучателей ограничения по диапазону питания и этот диапазон довольно велик. Тестируемые звукоизлучатели работали от 6 вольт, что не позволяет контролировать КЗ. Поэтому был взят пьезоизлучатель на 12 вольт со встроенным генератором на 4кГц. И вышеуказанная схема была создана для задания нужного диапазона его работы. Данная схема не требует настроек, в 12 вольтовом режиме отсечка 10,5 Вольт, в 24 — 20,5в (21в). Этих показателей вполне достаточно для контроля КЗ в потребителе. Печатная плата выполнена на обычной макетной плате, корпус — от стандартного автомобильного реле.

Образец печатной платы со стороны деталей
Рис: 2  Образец печатной платы со стороны деталей

Недостатки: 

Постоянный звук 4 кГц, что несколько напрягает. Но он хорошо слышен даже при ремонте на улице и длинномерных АМ(Грузовиках). 

Плюсы: 

Минимум деталей, детали широкого потребления, стабильность схемы и легкая повторяемость. Незаменима при ремонте данной неисправности АМ. Т.к. даже кратковременное прерывание КЗ легко отслеживается пропаданием сигнала.

Принцип работы:

При исчезновении КЗ в Цепи нагрузки сигнал пропадает.

Дополнительно:

Можно добавить диод на «+» вход устройства  для защиты от переплюсовки или же установить диодный мост на вход для «просто включил…», но придется подбирать стабилитроны для нужного порога срабатывания устройства.

Использование устройства:

1. Подключить «+» устройства к Выводу предохранителя + Источника питания бортовой сети(+Bat,+IGN), «-» к Выводу питания нагрузки БС. (Легко определяется мультиметром или пробником)
2. Далее просто пройтись по жгутам эл.проводки и пошевелить их рукой. Если звуковой сигнал пропадает — искать неисправность в этом месте.
3. В АМ все жгуты разделены на секции — передняя, средняя и задняя(Кабина, двигатель. рама для грузовиков). Разъединяя разъёмы жгутов можно локализовать место неисправности.
4. Отсоединять Блоки управления(это уже автоэлектрикам) пока не пропадет сигнал.

Надеюсь это устройство Вам поможет.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
T1 Биполярный транзистор BC548B 1
VD1, VD2 Стабилитрон 1N4740A 2 10V
R1, R2 FS 1к 2.7к 1
VD3 LED 10 мА 1
Pi Пьезоизлучатель SBT-1212 1
S1 Переключатель on-off-on с фиксацией 1