Реле системы охлаждения ВАЗ-2103…2108

Термобиметаллический датчик ТМ108, применяемый в качестве реле включения электровентилятора в системе охлаждения двигателя, очень часто выходит из строя. В жаркую погоду, в условиях интенсивного городского движения электровентилятор работает почти беспрерывно. В результате подгорают контакты датчика включения вентилятора, а восстановить их невозможно.

Реле системы охлаждения ВАЗ-2103...2108

После неоднократных замен этого датчика я изготовил электронное реле, где в качестве датчика используется «штатный» терморезистивныи датчик температуры ТМ106, с помощью которого контролируется температура двигателя.

Схема этого реле температуры работает безотказно в течение многих лет. Основным узлом в ней является триггер Шмитта, собранный на транзисторах VT1, VT2. Вход триггера подключается к терморезистивному датчику R1 ТМ106. Резистором R2 устанавливается порог срабатывания реле при температуре жидкости 92…94°С. С коллектора транзистора VT2 сигнал управления подается на электронный ключ на транзисторе VT3, который в свою очередь включает исполнительное реле К1 электровентилятора M1 охлаждения двигателя. Стабилитрон VD1 предотвращает ложные срабатывания реле при колебаниях бортового напряжения питания 12 В.

Монтажная плата устанавливается в корпусе любого старого реле типа PC-527, а транзистор VT3 устанавливают под винт на этот корпус для лучшего охлаждения.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
VT1, VT2 Биполярный транзистор КТ315Б 2
VT3 Биполярный транзистор КТ816А 1
VD1 Стабилитрон Д813 1
R1 Терморезистор ТМ106 1
R2 Резистор 82 кОм 1 подбор
R3 Резистор 3.3 кОм 2
R4, R6 Резистор 10 кОм 1
R5 Резистор 150 Ом 1
R7 Резистор 30 кОм 1
R8 Резистор 300 Ом 1 0.5 Вт
K1 Реле PC-527 1
M1 Электромотор 1