Термобиметаллический датчик ТМ108, применяемый в качестве реле включения электровентилятора в системе охлаждения двигателя, очень часто выходит из строя. В жаркую погоду, в условиях интенсивного городского движения электровентилятор работает почти беспрерывно. В результате подгорают контакты датчика включения вентилятора, а восстановить их невозможно.
После неоднократных замен этого датчика я изготовил электронное реле, где в качестве датчика используется «штатный» терморезистивныи датчик температуры ТМ106, с помощью которого контролируется температура двигателя.
Схема этого реле температуры работает безотказно в течение многих лет. Основным узлом в ней является триггер Шмитта, собранный на транзисторах VT1, VT2. Вход триггера подключается к терморезистивному датчику R1 ТМ106. Резистором R2 устанавливается порог срабатывания реле при температуре жидкости 92…94°С. С коллектора транзистора VT2 сигнал управления подается на электронный ключ на транзисторе VT3, который в свою очередь включает исполнительное реле К1 электровентилятора M1 охлаждения двигателя. Стабилитрон VD1 предотвращает ложные срабатывания реле при колебаниях бортового напряжения питания 12 В.
Монтажная плата устанавливается в корпусе любого старого реле типа PC-527, а транзистор VT3 устанавливают под винт на этот корпус для лучшего охлаждения.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
---|---|---|---|---|---|---|
VT1, VT2 | Биполярный транзистор | КТ315Б | 2 | |||
VT3 | Биполярный транзистор | КТ816А | 1 | |||
VD1 | Стабилитрон | Д813 | 1 | |||
R1 | Терморезистор | ТМ106 | 1 | |||
R2 | Резистор | 82 кОм | 1 | подбор | ||
R3 | Резистор | 3.3 кОм | 2 | |||
R4, R6 | Резистор | 10 кОм | 1 | |||
R5 | Резистор | 150 Ом | 1 | |||
R7 | Резистор | 30 кОм | 1 | |||
R8 | Резистор | 300 Ом | 1 | 0.5 Вт | ||
K1 | Реле | PC-527 | 1 | |||
M1 | Электромотор | 1 | ||||