Данная схема позволяет автоматически заряжать автомобильные аккумуляторы.
Зарядный ток через батарею в зависимости от напряжения на ней (прикладываемого к Б-Э переходу VT1), регулируется транзистором VT1, коллекторным напряжением которого управляется индикатор заряда на светодиоде (по мере зарядки ток заряда уменьшается и светодиод постепенно гаснет) и мощный составной транзистор, содержащий VT2, VT3, VT4.
Резистор R3 ограничивает максимальный зарядный ток, поэтому он должен быть достаточно мощным, не менее 10 Вт, наверное лучше проволочным.
Момент полного заряда батареи (и уменьшение зарядного тока до нуля) определяет необходимое напряжение на ней — обычно достаточно 12.5 В (!). Konstantin (RK1NA) утверждает (и ,похоже, меня он тоже убедил), что электро-химические потенциалы используемых материалов свинцовых аккумуляторов позволяют обеспечить ПОЛНУЮ зарядку батареи лишь при напряжении в 13.8 В (!).
Т.е. необходимо устанавливать порог заряда чуть больше 13.8 В, например 13.9 В, при котором обеспечивается зарядка «до отказа», на полную емкость батареи.
Этот порог устанавливается резистором R1, порог зависит от типа применяемых транзисторов.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
---|---|---|---|---|---|---|
VT1 | Биполярный транзистор | КТ361А | 1 | |||
VT2 | Биполярный транзистор | КТ315А | 1 | |||
VT3 | Биполярный транзистор | КТ815А | 1 | |||
VT4 | Биполярный транзистор | КТ819А | 1 | |||
Светодиод | АЛ307А | 1 | ||||
R1 | Переменный резистор | 10 кОм | 1 | |||
Резистор | 510 Ом | 1 | ||||
R3 | Резистор | 0.5 Ом | 1 | 10 Вт | ||
Резистор | 1 кОм | 1 | ||||
Резистор | 200 Ом | 1 | ||||
Электролитический конденсатор | 1000 мкФ 25 В | 1 | ||||
Электролитический конденсатор | 200 мкФ 6 В | 1 | ||||