Бортовая система контроля с речевым выводом информации

Современные автомобили оснащены большим количеством информационно-указательных приборов и сигнальных ламп, предназначенных для контроля работоспособности их основных систем. Однако получаемая с их помощью визуальная информация, с одной стороны, требует отвлечения внимания водителя от контроля дорожной ситуации, а с другой — не достаточно удобна и не всегда может быть вовремя замечена. Эта проблема особенно актуальна для автолюбителей с небольшим водительским стажем, а последствия ее могут быть весьма серьезны. Например не вовремя замеченные показания указателя температуры двигателя о перегреве могут привести к выходу его из строя и, как следствие, к большим финансовым затратам. Не менее неприятными могут оказаться и незамеченные отказы других узлов автомобиля, таких как тормозная и смазочная системы, генератор, задние сигнальные фонари и т.д.

Предлагаемая вниманию читателей «говорящая» бортовая система контроля (БСК) предназначена для использования в отечественных и импортных автомобилях и выдает информацию об обнаруженных неисправностях в речевой форме. Сообщения выдаются мужским или женским голосом (в зависимости от используемой программы и прошивки «речевого» ПЗУ), а качество речи соответствует «телефонному» по классификации Windows Sound System. Перечень сообщений, выдаваемых системой, приведен в таблице.

   N	Условие выдачи сообщения	Фраза сигнализации	Кол-во  п/п								сообщений    1   Температура двигателя       Перегрев двигателя             2       более 98 С    2   Пониженный уровень тормоз-  Отказ тормозной системы        2       ной жидкости (срабатывание       датчика разгерметизации       тормозной системы)    3   Напряжение в бортовой сети  Нет зарядки аккумулятора       2       меньше 11 В    4   Напряжение в бортовой сети  Отказ регулятора напряже-      2       больше 15 В                 ния    5   Низкое давление масла при   Аварийное давление масла       2       частоте вращения коленва-       ла более 900 об/мин    6   Не полностью открыта воз-   Закрыта воздушная заслон-      1       душная заслонка карбюра-    ка       тора (включен "подсос")       при температуре двигателя       более 80 С    7   Обрыв цепи ламп             Отказ сигнала торможения       2       стоп-сигнала    8   Обрыв цепи ламп             Отказ габаритного сигнала      2       задних габаритных фонарей    9   Обрыв цепи ламп             Отказ сигнала заднего хода     2       фонарей заднего хода   10   После включения зажигания   Счастливого пути               1       все контролируемые системы       в норме  

Несколько экземпляров данного устройства более года эксплуатировалось на легковых автомобилях различных марок и показало высокую надежность и эффективность.

Схема
Pис.1

Устройство (рис.1) реализовано на базе однокристальной микроЭВМ КР1816ВЕ35. Микросхема DD6 выполняет функции формирователя шины адреса, а DD7 — внешней памяти программ. Порт P1 ОМЭВМ DD10 используется для формирования старших адресов «речевого» ПЗУ DD11, в котором содержится оцифрованная и определенным образом сжатая речевая информация. Младшие разряды порта P2 ОМЭВМ используются для адресации ПЗУ программ DD7, а старшие разряды этого порта совместно с ИС DD13 и DD8.4 — для выбора внешних устройств: ПЗУ речи DD11, коммутатора входных данных DD3-DD5 и регистра звукового тракта DD12. На логических элементах DD8.1, DD8.2, DD9.1, DD9.4 выполнен генератор импульсов частотой 7 кГц, использующихся в качестве тактовых при выводе речи.

Интерфейсная часть схемы, обеспечивающая сопряжение коммутатора данных DD3-DD5 с системой электрооборудования автомобиля и приведение входных сигналов к ТТЛ-уровням, реализована на ИС DD1, DD2 и DA2. При этом операционные усилители DA2.1, DA2.2 осуществляют сравнение сигнала датчика температуры с уставками, задаваемыми резисторами R7 и R11, на микросхеме DD2 реализован формирователь импульсов нормированной длительности из входных импульсов зажигания, а элементы ИС DD1 работают как преобразователи уровня и пороговые элементы.

Как видно из представленной на рис.1 схемы, из 18 входных линий коммутатора данных DD3-DD5 задействовано для ввода информации только 10. Остальные входы частично используются как служебные при настройке устройства, а частично — как резерв для подключения дополнительных датчиков и развития системы.

Звуковой тракт устройства включает в себя цифро-аналоговый преобразователь на ИС DA3 и DA4, фильтр Баттерворта 4 порядка с частотой среза 3 кГц на операционных усилителях DA5.1, DA5.2 и усилитель низкой частоты DA6.

Источник питания БСК выполнен на интегральном стабилизаторе DA1, формирующем напряжение +5 В, и транзисторах VT1-VT3, которые совместно с элементами VD2-VD4 и С5, С6 обеспечивают инверсию полярности и стабилизацию напряжения питания -5 В. В качестве управляющих импульсов инвертора полярности используется сигнал CLK, вырабатываемый тактовым генератором вывода речи.

Настройка устройства осуществляется с помощью подстроечных резисторов:
R7 — настройка на температуру, при которой выдается фраза «Закрыта воздушная заслонка»;
R11 — настройка на температуру для выдачи фразы «Перегрев двигателя»;
R21 — настройка на напряжение срабатывания для фразы «Нет зарядки аккумулятора»;
R22 — настройка на напряжение срабатывания для фразы «Отказ регулятора напряжения»;
R24 — регулировка тактовой частоты выдачи речи;
R36 — регулировка уровня громкости.

На рис.2 приведена принципиальная схема одного из трех идентичных каналов блока контроля работоспособности ламп в задних фонарях. Учитывая параллельность соединения одноименных ламп, для независимости контроля каждой из них схема электрооборудования автомобиля дорабатывается путем введения диодной развязки ламп с помощью VD1, VD3. После такой доработки узел обеспечивает контроль работоспособности обеих ламп как во включенном, так и в выключенном состоянии.

Pиc.2
Pис.2

До тех пор, пока напряжение на лампы не подано, элементы R1, VD2, LD1 и R3, VD4, LD2 совместно с нитями накала соответствующих ламп образуют делители напряжения. Так как сопротивления нитей ламп очень малы, падение напряжения на них незначительно, транзисторы VT1 и VT2 закрыты и на выходе узла присутствует логическая «1». В случае обрыва цепи любой из ламп соответствующий транзистор открывается и на выходе узла формируется логический «0» — признак отказа лампы. Во включенном состоянии ламп, т.е. когда на них подается напряжение от бортовой сети, контроль их работоспособности осуществляется с помощью датчиков тока. Датчики представляют собой герконы KD с намотанными на них обмотками LD. Последние включены последовательно с контролируемыми лампами, поэтому при протекании по ним тока контакты герконов замыкаются, шунтируя база-эмиттерные переходы транзисторов. Транзисторы VT1, VT2 находятся в закрытом состоянии, а выход узла — в состоянии логической «1». При отказе любой из ламп ток по обмотке соответствующего датчика не протекает, контакты геркона размыкаются, открывается соответствующий транзистор и состояние на выходе узла меняется на противоположное.

БСК подключается к системе электрооборудования автомобиля в соответствии со схемой, приведенной на рис.3, и работает следующим образом.

4-11-2.gif
Pис.3

После подачи на устройство напряжения питания при включении зажигания, начинается сканирование задействованных в системе штатных датчиков автомобиля и выходов блока контроля работоспособности ламп. Если в течение 5 секунд ни на одной из входных линий БСК не будет зафиксирован признак отказа, сканирование датчиков прерывается и устройство переходит к выдаче фразы «Счастливого пути», выбирая необходимую оцифрованную информацию из ПЗУ речи, после чего опять возвращается к опросу датчиков. В случае возникновения в процессе последующей эксплуатации автомобиля на одной или нескольких входных линиях БСК признака отказа, устройство аналогичным образом выдаст соответствующую фразу сигнализации. При этом для обеспечения надежности работы устройства и защиты от ложных срабатываний, активный уровень на входных линиях БСК воспринимается как признак отказа только в том случае, если он присутствует на линии непрерывно в течение 3 секунд.

В большинстве случаев программой предусмотрен двойной повтор фразы для повышения надежности ее восприятия. Кроме того, с этой же целью каждую фразу предваряет тональный звуковой сигнал, привлекающий внимание водителя и готовящий его к приему информации.

Конструктивно устройство выполнено в виде двух блоков: блока БСК, размещаемого в салоне автомобиля под приборной панелью, и блока контроля работоспособности ламп, устанавливаемого в районе задних фонарей.

С вопросами по данной публикации можете обратиться к автору статьи С.Сукову — sfs@fcita.donetsk.ua

(РЛ 1998, N6)

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Схема 1
DD1, DD2 Микросхема 561ЛА7 2
DD3-DD5 Микросхема 561ЛН3 3
DD6 Микросхема 555ИР23 1
DD7 Микросхема 573РФ2 1
DD8, DD13 Микросхема 555ЛЛ1 2
DD9, DD14 Микросхема 555ЛА3 2
DD10 Микросхема 1816ВЕ35 1
DD11 Микросхема 27512 1
DD12 Микросхема 555ИР22 1
DA1 Стабилизатор напряжения 142ЕН5 1
DA2, DA5 Операционный усилитель 140УД20 2
DA3 Цифро-аналоговый преобразователь 572ПА1 1
DA4 Операционный усилитель 140УД6 1
DA6 Усилитель мощности 174УН14 1
VT1 Биполярный транзистор КТ315А 1
Биполярный транзистор КТ315А 1
VT2 Биполярный транзистор КТ815А 1
VT3 Биполярный транзистор КТ814А 1
VD1 Диод КД208А 1
VD2, VD5, VD9, VD10 Диод КД521А 4
Диод КД521А 2
VD3 Диод КД512А 1
VD4 Стабилитрон КС156А 1
VD11 Стабилитрон КС133А 1
VD8 Стабилитрон КС147А 1
C1, C2, C27, C28 Электролитический конденсатор 470 мкФ 4
C3, C8, C9, C10, C13, C14, C21, C26, C29 Конденсатор 0.1 мкФ 9
C4, C7, C20 Электролитический конденсатор 47 мкФ 3
C5, C6 Электролитический конденсатор 50 мкФ 2
C11 Конденсатор 1800 пФ 1
C12 Конденсатор 0.015 мкФ 1
C15 Конденсатор 0.068 мкФ 1
Конденсатор 0.068 мкФ 1
C16 Конденсатор 0.047 мкФ 1
C17 Электролитический конденсатор 10 мкФ 1
C18, C19 Конденсатор 20 пФ 2
C22, C24 Конденсатор 0.033 мкФ 2
C23 Конденсатор 820 пФ 1
C25 Конденсатор 470 пФ 1
R1, R27 Резистор 470 Ом 2
R2 Резистор 3.6 кОм 1
R3, R23 Резистор 510 Ом 2
R4, R7, R11, R18, R19 Резистор 100 кОм 5
Резистор 100 кОм 2
R5, R8, R12 Резистор 6.8 кОм 3
R6, R10, R15 Резистор 20 кОм 3
R9, R13 Резистор 13 кОм 2
R14 Резистор 1.5 кОм 1
R16, R20-R22, R34, R36 Резистор 10 кОм 6
R17 Резистор 510 кОм 1
R24 Подстроечный резистор 1 кОм 1
R25 Резистор 360 Ом 1
R26 Резистор 1 кОм 1
R28 Резистор 5.1 кОм 1
R29, R30 Резистор 3.9 кОм 2
R31 Резистор 75 кОм 1
R32, R33 Резистор 16 кОм 2
R35, R38 Резистор 3.3 кОм 2
R37 Резистор 330 Ом 1
R39 Резистор 1 Ом 1
Резистор 9.1 кОм 1
L1 Катушка индуктивности 50 мкГн 1
Схема 2
VT1, VT2 Биполярный транзистор КТ315А 2
VD1, VD3 Диод КД202А 2
VD2, VD4 Диод Д220 2
R1, R3 Резистор 33 кОм 2 0.5 Вт
R2 Резистор 3.3 кОм 1
KD1, KD2 Геркон КЕМ-2А 2
LD1 Катушка индуктивности 1 20 витков 0.7мм
LD2 Катушка индуктивности 1 80 витков 0.3мм